Из истории: Наказание за убийство мусульманина ✅

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), прежде чем отправиться из Лучезарной Медины, направил Абу Катада (радыйаллаху анху) в сторону Наджда с отрядом, дабы ввести врага в заблуждение. Когда этот отряд прибыл в местечко, называемое «Изам», им повстречался человек по имени Амир бин Адбат, который поприветствовал их и, произнеся слова Шахады, сообщил им о том, что стал мусульманином. Однако Мухаллим бин Джассаме, прибывший вместе с Абу Катаде (радыйаллаху анху), из-за личного разногласия с Амиром, имевшего место когда-то в прошлом, сказав, что Амир не является истинным мусульманином, убил его и присвоил себе его вещи под предлогом того, что они являются трофеями. 

Когда Абу Катаде (радыйаллаху анху) и его отряд вернулись из Наджда, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), только что совершив обеденный намаз в Долине Хунайн, сидел в окружении своих асхабов в тени дерева. Ему сообщили о произошедшем инциденте, и был ниспослан следующий священный аят:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَتَبَيَّنُوا وَلَا تَقُولُوا لِمَنْ أَلْقَىٰ إِلَيْكُمُ السَّلَامَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا فَعِنْدَ اللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ ۚ كَذَٰلِكَ كُنْتُمْ مِنْ قَبْلُ فَمَنَّ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُوا ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

«О вы, которые уверовали! Когда вы отправляетесь [сражаться] во имя Аллаха, то отличайте [друзей от врагов] и не говорите «ты неверующий» тому, кто предлагает вам мир, из стремления обрести преходящие блага земной жизни, в то время как у Аллаха вы можете обрести богатую добычу. Раньше вы сами были в таком положении, но Аллах облагодетельствовал вас. Уразумейте же [все это], ибо Аллах ведает о том, что вы вершите». (Сура «Ан-Ниса», 94) 

В это время родные Амира, прибыв, стали предъявлять иск Мухаллиму. После долгого и обстоятельного обсуждения вопроса в присутствие Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), с согласия наследников Амира было принято решение о выплате откупа за кровь убиенного – дийат, после чего наследники Амира сказали: 

– Пусть придет Мухаллим, чтобы Пророк Аллаха обратился к Аллаху о прощении его греха! 

Когда Мухаллим явился, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него: 

– Ты убил Амира, в то время как он сказал, что стал мусульманином, не так ли? 

На сей раз Мухаллим был вынужден сказать так: 

– О Посланник Аллаха! Попроси Аллаха о моем прощении! 

Эти слова Мухаллима были признанием того, что он совершил преступление умышленно. Поскольку он убил невинного человека, заведомо зная, что он является мусульманином, вина его не относилась к числу провинностей, за которые можно было бы его простить. Если в этом вопросе было бы допущено малейшее послабление, то тогда в последующем невозможно было бы предотвратить подобного рода преступления в обществе. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), посланный как Милость для Миров, не стал обращаться к Богу с молитвой о прощении тягчайшего преступления Мухаллима и даже сказал такие слова: 

«Пусть Аллах не простит твоего греха»1.

Когда Мухаллим расстался с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), который был разгневан его преступлением, он, заперевшись дома, стал затворником. Спустя неделю он скончался от тоски. Когда родные предавали его тело земле, она не приняла его. Снова и снова пытались они похоронить его, однако всякий раз земля выталкивала его останки на поверхность. Беспомощные, пребывая в крайнем изумлении, они обратились к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), рассказав о случившемся. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел им заново похоронить Мухаллима, положив на его могилу камень. При этом он сказал его родным следующие слова:

«Эта земля брала в свое лоно людей, которые были гораздо хуже, чем он. Однако Всевышний Аллах желает преподать вам в назидание урок и сообщить вам о значении слов, что нет Бога, кроме Аллаха!» (Ахмад, V, 112; Ибн Маджа «Фитан», 1; Ибн Хишам, IV, 302; Вакиди, III, 919). 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поступил таким образом для того, чтобы показать, какой бедой может обернуться несоблюдение прав, установленных Всевышним Аллахом, проявление неуважения к Его Пророку, а также то, каким тяжким грехом является несправедливое убийство невинного мусульманина ради земной корысти. Он предупреждал людей и предостерегал их от совершения такого рода действий и поступков. Этот случай сообщает нам о необходимости считать каждого человека, произнесшего слова Шахады, мусульманином. 

Считается запретным подозревать что-то плохое об этом человеке, если безбожие (куфр) не проявляются внешне. Это положение также указывает на необходимость для мусульман при суждении о ком-то смотреть по его внешним словам и поступкам. Существует вероятность заблуждения при составлении мнения или вынесении решения о человеке, глядя на его внешность. А если бы еще к тому же было дано полномочие опираться на состояние внутреннего мира, определение которого невозможно, в таком случае людям не удалось бы избежать того, чтобы не учинить произвол и беззаконие, основываясь на своих личных убеждениях. 

Другая причина, по которой дано право выносить суждение по внешним проявлениям человека, заключается в том, что это позволяет предотвратить поиск оправдания некоторой части безнравственных людей в словах «Ты взгляни на мое сердце!». Эту хитрость, частенько встречающуюся в наше время, Ислам развенчивает при помощи установленного в нем предписания, применяемого на практике Пророком Аллаха Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). 

Действительно, вынесение суждения, опираясь лишь на внешнее, и выглядит как слабость, как недостаток, позволяющий мунафикам (лицемерам) при помощи демонстрации безупречных деяний, которые они совершают некоторое время, скрывая свое истинное лицо, эффективно сеять семена раздора. Но все же это препятствует возникновению такой большой опасности, как вершить правосудие, основываясь на доводах, построенных на подозрениях и предположениях.

Примечание

1. Передатчик этого хадиса говорит: «Мы между собой говорили так: Посланник Аллаха обратился к Аллаху с просьбой о его прощении, однако для того, чтобы показать все зло и вред совершенного деяния, а также для того, чтобы воспрепятствовать убийству людьми друг друга, он поступил подобным образом». (Ахмад, V, 112; Ибн Хишам, IV, 304).

Автор: Шейх Осман Нури аль-Ханафи 
Книга: «Пророк Мухаммад صلى الله عليه وسلم гордость Вселенной — Мединский период»
Источник: telegram.me/hanafi_madhab
Offline
администратор

   
   
16:5229.01.2017
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
администратор
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20608, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: guzia